Photoshop — основы работы

В этой статье описаны основные элементы интерфейса и общие принципы работы в Adobe Photoshop.

Для нормальной работы рекомендуется настроить программу как описано в этой статье.

Интерфейс Adobe Photoshop

ps_main_interface

Основные элементы:

  • Командное меню (1) — обычное меню, его пункты описаны ниже.
  • Панели (2) — «окошки внутри окошек» (см. «операции с панелями»).
  • Спец-Панели «Tools» (3) и «Options» (4) — кнопки инструментов и настройки выбранного инструмента, соответственно.

Командное меню

  • Photoshop — есть только на Mac’e, на PC аналогичные команды расположены в
    меню File и Edit
  • File — работа с файлами
  • Edit — команды общего редактирования (которые не подходили к другим разделам
    меню)
  • Image — команды непосредственной обработки изображения
  • Layer — команды работы со слоями
  • Type — команды работы с текстом
  • Select — команды работы с выделением
  • Filter — сборник дополнительно подключаемых модулей (Plugins, Extensions)
  • View — команды организации отображения документа на экране
  • Window — команды организации интерфейса
  • Help — справка

Операции с панелями.

ps_panels

Меню > Window — быстрый доступ к любой панели: показать/спрятать. (1)

Отдельные панели можно перетаскивать за заголовок по экрану и масштабировать (2).

Их можно стыковать с другими панелями в блоки, перетаскивая одну на другую (3).

Их можно прицеплять с любой стороны к другой панели (например, подвинуть к нижнему краю, он подсветится синим).

Панели можно свернуть до размера полосы (4) дважды кликнув на заголовок развернутой панели или до размера иконки (5).

Общий принцип организации рабочего пространства (размещения панелек):

  • достаём только те панельки, которые реально нужны
  • располагаем их так, чтобы они занимали как можно меньше полезного места
  • группируем их так, как нам удобно (на свой вкус)
  • рекомендуется панель Tools делать в одну строку

Быстро убрать / вывести панели можно нажимая клавишу «Tab» (всё) или Alt+Tab (только панели).

Рабочие пространства (Workspace).

Рабочее пространство (Workspace) — это заданное расположение панелек, пунктов меню и горячих клавиш.
Создать свое рабочее пространство можно командой Window > Workspace > New Workspace…
При желании в рабочем пространстве можно запомнить настройки горячих клавиш и командного меню, а также пометить цветом часто используемые пункты меню или наоборот потенциально опасные.
Настройка горячих клавиш и меню Window > Workspace > Keyboard Shortcuts & Menus…
Вернуть пространство к начальному состоянию Window > Workspace > Reset…
Когда Вы определились как Вам удобно работать, просто сохраните текущее рабочее пространство. Для различных видов работы (обработка фото, рисование, …) могут потребоваться разные пространства.

ps_workspaces

Работа с файлами изображений

Открыть файл

Команда File > Open позволяет открыть любой файл поддерживаемого формата.
Альтернативный способ вызова — дважды кликнуть на пустом сером фоне в окне фотошопа.
Команда File > Open Recent выдает список недавно открывавшихся файлов и позволяет быстро открыть любой из них.
Команда File > Browse in Bridge запускает универсальный файловый броузер Adobe Bridge, через который можно например открывать любые файлы в CameraRAW плагине.

Сохранить файл

Сохранять файлы можно с помощью команд File > Save и File>Save as….

Команда Save сохраняет изображение в тот же файл и с теми же настройками. Команда Save As позволяет изменить имя, расширение и другие настройки файла при сохранении.

(!) Есть ещё один способ сохранения File>Save for web, но его настоятельно не рекомендуется использовать, так как его параметры нельзя сохранить в action и позже использовать для пакетной обработки (всегда будут использованы последние настройки). Save for web не даёт никаких преимуществ по сравнению с обычным Save as, рекомендуется использовать Save as вместо него, исключения есть, но те кто пользуется слайсами и нарезкой графики для веб средствами фотошопа и так знают, а остальным не нужно.

Закрыть файл без сохранения

Закрыть открытое изображение можно используя команду Close («Ctrl+W»)
Быстро закрыть все открытые изображения можно используя команду Close All («Ctrl+Alt+W»)

Навигация между нескольких изображениями/файлами

Изменить расположение картинок на экране можно через команды меню Window > Arrange

По-умолчанию все документы открываются в одном окне в виде закладок

Чтобы отменить этот режим нужно зайти в Edit > Preferences > Interface и в разделе
Options снять галочку Open Documents as Tab

В нижней части меню Windows выведен полный список открытых файлов

Выбор соответствующего файла в этом списке выводит его на передний план

Работа с отдельным изображением (режимы просмотра)

Для нормальной работы очень важно научиться пользоваться горячими клавишами

ps_zoom_tool

Увеличительное стекло (Zoom Tool):

  • [Ctrl]+[Space(пробел)]. Позволяет временно переключиться на инструмент увеличительное стекло (Zoom Tool).
  • [Ctrl][+] и [Ctrl][]. Увеличить/уменьшить изображение на один шаг.
  • [Ctrl] +[0]. Сделать чтобы размер изображения соответствовал размеру экрана.
  • [Ctrl] +[1]. Вывести изображение в режиме «пиксель в пиксель».

Увеличить интересующий фрагмент изображения можно обведя его увеличительным стеклом (Zoom Tool). Для лучшего качества после этого рекомендуется увеличить или уменьшить на один шаг масштаб отображения.

Скролл изображения — инструмент Hand Tool.

Для перемещения области отображения можно использовать инструмент Hand Tool.
Временно переключиться на него можно зажав клавишу «Space». Это самый правильный
способ скролла изображения. Не пользуйтесь полосами прокрутки, жмите пробел!

Основные структурные элементы фотошоп при работе с изображением

Слои

ps_layers

Изображение может состоять из нескольких слоёв. Главное понимать, что слои — это полупрозрачные объекты, накладывающиеся друг на друга.

Что с ними можно делать:

  • Перемещать относительно друг-друга (просто перетащите). Расположенные выше слои рисуются поверх нижних. Слой может содержать прозрачность. Нельзя перемещать только слой Background. Чтобы перемешать его, нужно сделать копию слоя.
  • Переименовывать. Крайне желательно давать слоям осмысленные имена. Для этого нужно два раза кликнуть на название слоя (1).
  • Задавать слою цвет в контекстном меню (не влияет на картинку, но удобнее
    ориентироваться в списке слоёв).
  • Копировать слой (Dublicate layer в контекстном меню слоя или перетаскивание его на иконку создания нового слоя — вторая справа внизу (7)).
  • Удалить слой (Delete layer в контекстном меню слоя или перетаскивание его на иконку удаления слоя — первая справа внизу (8)).
  • Сделать из слоя Smart object. О них я расскажу отдельно в конце статьи.
  • Менять режим наложения слоя (по умолчанию Normal, можно наложить как
    затемняющий слой, как слой вычитания и т.п.) (9)
  • Нажать Alt и кликнуть между слоем и другим слоем/группой. Образуется Clipping mask (прозрачность нижележащего слоя применится к верхнему). Для корректирующих слоёв (см.далее) — коррекция будет применяться только на замаскированные при помощи Clipping Mask области, а не на всё изображение. Пример использования Clipping Mask: нужно вставить фотографию в рамку. Есть фон с рамкой, рисуем прямоугольник (на скриншотах зеленый), поверх кладём слой с изображением (на скриншотах фотография заката), щелкаем между слоем с клиппинг маской и изображением с зажатым Alt, после этого верхний слой будет ограничен и не выйдет за границы зеленой области. При этом можно будет двигать слой изображения, масштабировать и т.п.

ps_clipping_mask_1

ps_clipping_mask_2

  • Накладывать на слой различные эффекты (Blending options в контекстном меню) (3)
  • Менять прозрачность Opacity (10) и Заполнение Fill слоя (11), они делают похожие вещи, но Opacity влияет на содержимое+эффекты, а Fill только на содержимое.
  • Добавлять к слою маски (см. раздел про маски) (4)
  • Выбрать сразу два и более слоя (с зажатым Ctrl) и сцепить их нажав Link layers в контекстном меню или кнопкой внизу (2), тогда их можно будет перетаскивать одновременно — перемещение одного будет вызывать перемещение другого. Можно будет выбрать все связанные слои контекстной командой Select linked layers.
  • Запрещать различные изменения для слоя (блокировка изменения прозрачности, цвета, запрет на перемещение). (12)

Группы

Слои можно объединить в группу, выбрав их и нажав значок группировки слоёв (6) или нажав Ctrl+G.

ps_groups

Группа ведет себя практически так же как слой, у неё есть прозрачность и заполнение, режим наложения, эффекты. Они могут не совпадать с эффектами и режимами наложения отдельных слоёв внутри группы, действуют на всю группу целиком.

Удобно использовать группы например для навешивания одного и того же эффекта на несколько отдельных изображений, лежащих в разных слоях.

Группе можно назначить маску, которая будет действовать на все слои внутри группы, но не на эффекты группы (эффекты применяются после маски).

К групппе можно применить Clipping Mask (так же как к слою). Для этого достаточно зажать Alt и кликнуть между группой и слоем.

Четыре вида прозрачности

В фотошопе существует четыре вида прозрачности:

  • прозрачность пикселя слоя
  • прозрачность слоя, задаваемая маской
  • прозрачность всего слоя, задаваемая параметром слоя
  • выделение

Прозрачность изменяется от 0% (полностью прозрачный) до 100% (полностью непрозрачный). Первые три вида могут комбинироваться. По сути, все они делают одно и то же, но настраиваются в разных местах.

Пример: создаём прозрачный слой. Рисуем на нём полупрозрачной (50%) жесткой кистью пятно. У большинства пикселей слоя будет прозрачность 0% (полностью прозрачный), у закрашенных 50%.

В настройках слоя мы можем задать прозрачность всего слоя 50% и тогда прозрачность каждого пикселя станет в 2 раза меньше (25%): мы просто умножаем прозрачность конкретного пикселя на прозрачность слоя.

К этому слою мы можем также применить «маску» — черно-белое изображение, содержащее информацию только о прозрачности пикселей. Аналогично прозрачности слоя, значения прозрачности пикселей маски будут умножаться на значение прозрачности слоя и значение прозрачности каждого пикселя слоя. Соответственно, если залить всю маску 50% серым цветом, мы понизим прозрачность слоя в 2 раза. Подробнее про маски будет описано ниже.

Последним, четвертым видом прозрачности является выделение (Selection). Когда мы выделяем часть изображения, автоматически создаётся маска выделения. В простейшем случае (выбрано-не выбрано) каждый пиксель выделения будет либо прозрачным (не выделено), либо не прозрачным (выделено). Но можно сделать границу выделения нечеткой (полупрозрачной), тогда прозрачность на границе будет находиться между 0% и 100%. Всё это ничем не отличается от обычной маски. Более того, любую маску можно загрузить как выделение, а из любого выделения создать маску.

Каналы

Каждый пиксель изображения содержат информацию о цвете и прозрачности. С прозрачностью мы разобрались выше.

Цвет же может быть представлен различными способами.

  • В виде яркости (черно-белое изображение)
  • В виде суммы яркостей красного, зеленого и синего (RGB-модель)
  • В виде трех значений «яркость + сине-желтость + лилово-зеленость» (Lab-модель)
  • В виде 4-х значений «кол-ва краски, наносимого на бумагу» (CMYK-модель)

При отображении документа на мониторе каналы смешиваются, что даёт полноценное цветное изображение. Фотошоп позволяет смотреть и изменять отдельные каналы, а также создавать маски и выделения на их основе.

Каналы изображения находятся на панели каналов. Они показывают отдельные составляющие изображения и зависят от режима (представления). По умолчанию они отображаются в виде черно-белых картинок (чем светлее, тем больше значение в канале). В настройках можно включить режим отображения каналов в цвете, но делать это не рекомендуется, поскольку воспринимать чб-изображение проще, а чувствительность глаза к малым цветовым изменениям значительно ниже, чем к яркостным.

ps_channels_rgb

ps_channels_lab
Для режима RGB это будут каналы Red, Green, Blue. Для режима LAB и CMYK соответственно каналы будут свои (Lightness,a,b и Cyan,Magneta,Yellow,blacK).

В нижней части панели каналов есть кнопки «Load channel as selection» (Загрузить содержимое канала как выделение) (Ctrl+клик на нужном канале), «Save channel as selection» (сохранить выделение как канал) и кнопки создания-удаления дополнительных каналов. Таким образом, мы можем переносить яркость канала в маску и наоборот. Например, можно использовать канал L (светлоту) как маску, чтобы применить коррекцию только к светлым или только к темным частям изображения. Подробная работа с масками выходит за рамки этой статьи и будет описана отдельно.

Перенос содержимого каналов на слои также можно сделать при помощи команды Image > Apply Image.

Маски

Маски являются аналогом (одним из видов) прозрачности. Они могут цепляться к отдельном слою, группе, корректирующему слою и т.п. Маска слоя является обычным Grayscale изображением. Чем темнее — тем прозрачнее, чем светлее, тем непрозрачнее.

Маска примененная к слою или группе работает как прозрачность слоя/группы, но не на весь слой, а на его часть..

Маска примененная к корректирующему слою (см.дальше) ослабляет его действие аналогично воздействию Opacity/Fill. Предпочтительно сначала делать коррекцию, а потом с помощью маски убирать воздействия с тех областей, где оно оказывается вредным.

ps_mask
Можно рисовать по слою-маске, выбрав маскирующий слой (просто кликнув на маске).

Можно показать на экране слой-маску вместо замаскированного изображения, для этого нужно кликнуть на маске с зажатым Alt.

В нижней части окна слоёв есть кнопка создания маски (4) (выглядит как белая точка на черном фоне). При нажатии на неё создается белая маска, если ничего не выбрано или маска соответствующая текущему выделению (если что-то выделено).

С зажатым Alt при нажатии на кнопку (4) создаётся инвертированная маска (пустая или с инвертированным выделением).

Все коррекции применяются к ней напрямую и не допускают последующего изменения настроек.

Маску можно перетаскивать со слоя на слой.

Маску можно временно отключить.

Также бывают векторные маски, о них потом отдельно.

Перенос канала в маску:

Выбрать канал, кликнуть с зажатым Ctrl, чтобы скопировать содержимое канала как выделение, выбрать нужный слой, нажать кнопку создания маски.

Создание маски копирующей прозрачность текущего слоя:

В командном меню Layer > Layer Mask > From Transparency

Корректирующие слои

Корректирующие слои аналогичны обычным изменениям типа Brightness/contrast и т.п. Применяются они ко всем нижележащим слоям.

Разница в том, что:

  • Вы можете применить корректирующий слой к группе, отдельному слою или всему изображению.
  • Вы можете временно отключить коррекцию и посмотреть как будет без неё.
  • Вы можете после применения слоя открыть его параметры и поправить их, и тут же увидеть изменения.

ps_adjustment_layers

Корректирующие слои добавляются по кнопке внизу в панели слоёв или из меню Layer > New Adjustment Layer. Чтобы применить его к конкретному слою/группе нужно кликнуть между корректирующим слоем и нижележащим слоем с зажатым Alt (создать Clipping Mask).

Степень воздействия корректирующего слоя можно регулировать прозрачностью всего корректирующего слоя или маской, воздействующей на корректирующий слой.

Предпочтительно сначала делать коррекцию, а потом с помощью маски убирать воздействия с тех областей, где оно оказывается вредным.

Смарт-объекты

Любые группы, слои и корректирующие слои с масками и режимами наложения можно преобразовать в smart object. По сути smart object это файл-слой, содержащий внутри всё, что может содержать PSD/PSB файл (даже другие смарт-объекты).

Создать такой объект можно из контекстного меню (Convert to smart object).

При копировании смарт-объекта с помощью Duplicate layer создается копия объекта, а не содержимого. Т.е. изменение внутри любого смарт-объекта отражаются на всех его копиях.

Чтобы создать копию не подверженную таким изменениям используется «New smart object via copy» из контекстного меню.

При дабл-клике на иконку смарт-объекта он открывается как отдельный файл. Вы можете внести изменения и нажать Ctrl+S, после чего изменения применятся к объекту.

Масштабирование и вращение смарт-объекта применяется один раз. Соответственно не ухудшается качество изображения из-за многократных трансформаций.

Содержимое смарт-объекта можно заменить на содержимое другого файла с помощью контекстной команды Replace contents.

Смарт-фильтры

Применение любого фильтра к обычному слою вызывает необратимые изменения. При применении большинства (не всех, но в CC-2014 версии их стало больше) фильтров к смарт-объекту они накладываются аналогично эффектам слоя. Причем воздействие фильтра можно подкорректировать, временно отключить и т.п.

Принцип неразрушающей обработки

Основным в обработке изображений является принцип неразрушающей обработки.

Он подразумевает, что исходное изображение остается неизменным, а все изменения делаются с помощью отдельных слоёв, корректирующих слоёв и т.п.

Это позволяет, во-первых, изменить обработку, сделав её обратимой (отмены в панели History не сохраняются в файл). А, во-вторых, перенести обработку на другое изображение.

Ссылки

  • http://zhur74.livejournal.com/ — очень рекомендую блог Андрея Журавлёва и его курс в школе Profile. там вам расскажут всё то же самое, но подробно и с крутым фидбэком.
  • http://shadrin.rudtp.ru/ — блог Алексея Шадрина. Я у него был на месячном оффлайн-курсе в Питере, очень много всего узнал. В Profile опять же есть его курсы онлайн.
  • http://pavel-kosenko.livejournal.com/ — блог Павла Косенко, автора книги «Живая цифра». Тоже очень много полезного, начинать лучше с книжки.

  • Egor Voinov

    Роман, спасибо за полезную статью!

    Могли бы вы немного еще прояснить логику работы с объектами в фотошопе?
    Например, у меня на слое нарисовано два квадрата. Могу я повращать каждый квадрат в отдельности именно как квадрат (фигуру)? Или я как и в случае с фотографией должен сначала обвести его инструментами выделения и потом уже как-то вращать?

    Не понятен именно этот идеологический момент обращения с элементами. Могли бы вы как-то в целом ее пояснить?
    Спасибо!

    • Добрый день.
      Речь про растровые объекты или про векторные?

      Если про растровые, то есть два варианта:

      1) Вырезать квадрат (выделить область, вырезать), поместить его на отдельный слой (если вращать больше одного раза, то лучше этот слой в Smart Object завернуть ещё), и там уже вращать. Этот вариант удобнее. Слои потом можно склеить, но если мощность компьютера позволяет, лучше делать это в самом конце.

      2) Выделить область, повращать на том же слое, снять выделение. Это не очень удобный вариант и он затирает данные на том же слое, что не очень хорошо. Из плюсов только то, что не будет 100500 слоёв, но плюс этот сомнительный — «разрушающая обработка» по сути. Я предпочитаю работать с большим числом слоёв и смартами.

      Векторные объекты — это вообще отдельная тема. Могу порекомендовать базовый курс Андрея Журавлёва в школе Profile, он очень хорошо объясняет эти моменты: http://www.profileschool.ru/category/graphics/course_photoshop_base